Верстаков В. Г.

Виктор Верстаков – «Война становится привычкой»

Вспомним путь русской военной поэзии со времен Ломоносова и Державина. Одним из первых воспел ратный подвиг русского солдата Константин Батюшков, учитель Пушкина, воевавший на трех войнах. Лермонтов оставил нам прекрасные образцы батальной лирики. В поэтическом наследии поколения Великой Отечественной войны ярче других сияют имена Твардовского и Симонова.

Афганский поход в продолжении традиций русской военной поэзии запомнится в первую очередь стихами и песнями Виктора Верстакова, Игоря Морозова и Юрия Кирсанова. Их песни воины-интернационалисты переписывали на сотни и тысячи кассет, часто не зная имен авторов, слушали и пели в Афганистане, привозили в Советский Союз.

Виктор Глебович Верстаков – родился в 1951-м году, как двое его боевых товарищей-поэтов. Их афганские песни нередко стоят рядом в сборниках, на дисках и в концертах, но каждого из авторов отличают характерные особенности. У Кирсанова это задушевный лиризм и богатейшая мелодичность. В песнях Морозова, среди которых культовая «Батальонная разведка», завораживают юмор и искренность, несмотря на кажущуюся простоту мотива и текстов. Виктор Верстаков в первую очередь – поэт, хотя и поёт свои песни под гитару. Его темы – подвиг русского солдата, чувство воинского долга, гражданственность.

С юности Виктор Верстаков мечтал пригодиться своей стране и досадовал, что «родился поздно», не застал великую войну. Представлял себя на месте отца-фронтовика – горящим в танке, идущим в бой за город Богушевск. В основном об этом первая книга курсанта Академии им. Дзержинского «Традиция», изданная в 1975 году.

Тоненькую книжку заметил и разыскал ее автора Тимур Аркадьевич Гайдар, редактор военного отдела «Правды». Гайдар заочно, по стихам решил пригласить юного лейтенанта в «Правду» для сотрудничества, и вскоре Виктор был зачислен на должность специального корреспондента могущественной газеты. Тимур Гайдар вырастил из него журналиста, статьи и очерки которого ставились студентам журфака в образец. Верстаков ходил в рейды со спецназом, прыгал с небес с ВДВ, заступал в пограничный дозор – и рассказывал о том, как служат и живут защитники Родины, выработав собственную манеру изложения для очерков и песен – живую, сжатую и полную личного авторского видения и юмора.

В начале января 1980-го по собственной инициативе и едва ли не первым из советских журналистов центральной печати Виктор оказался в Афганистане, а вернувшись в Москву, добился возможности рассказывать стране правду о пребывании советского особого контингента в ДРА.

Не раз и не два за последующие 10 лет Верстаков летал в Афганистан и воочию наблюдал, как «горит звезда над городом Кабулом» или «пылает город Кандагар», принимал участие в боевых операциях, переживал гибель людей, ставших дорогими друзьями. Все это находило отражение и в очерках Виктора Глебовича, и немало песен и стихов было написано по впечатлениям от афганских командировок. Памяти героически погибшего Федора Гладкова посвящены строки:

Отвоевали по два года. В сердцах тоска.

В глазах туман.

Пора домой.

Послушай, Федор, не улетай на Бамиан.

А вдруг напутала разведка, а вдруг опять неточен план?

С тобою видимся мы редко.

Не улетай на Бамиан.

Виктору Верстакову удавалось рассказать о том, что чувствуют люди на войне, запоминающимися образами передать ее влияние на человеческие судьбы. Как, например, в этой песне, которую некоторые исследователи считают одной из лучших из всего «афганского» пласта нашей военной поэзии:

Война становится привычкой, опять по кружкам спирт разлит, опять хохочет медсестричка и режет сало замполит.

А над палаточным брезентом свистят то ветры, то свинец.

Жизнь, словно кадры киноленты, дала картинку наконец.

О чем задумался, начштаба, какие въявь увидел сны?

Откуда спирт, откуда баба? Спроси об этом у войны.

А хорошо сестра хохочет от медицинского вина.

Она любви давно не хочет, ей в душу глянула война.

Эй, замполит, плесни помалу, теперь за Родину пора…

Нам не спуститься с перевала, который взяли мы вчера.

Раз услышав, не забудешь пробирающую до слез историю дружбы саперной собаки Нюрки и ее хозяина: Плачет Нюрка, живая душа, слезы с кровью смешались на лапах. Ах, как Нюрка была хороша – самый тоненький чуяла запах.

По песням Верстакова легко усвоить и тогдашнюю внутриполитическую и международную обстановку («Краткий курс новейшей истории Афганистана», «Шуточная песня о советской печати»); и вживую представить себе людей, служивших «за речкой» («Советник», «Прапорщик Зенин», «Медсестра переднего края», «Девчонки нашего полка», «Лети, вертолетчик»); и побывать на головокружительных поэтических высотах («Ради твоей неизвестной любви», «Мир прекрасен, солдат»); и почувствовать песок чужой страны на зубах («Спроси пустыню», «Афганские гарнизоны», «В королевских конюшнях», «Насели духи с трех сторон», «Сады Джелалабада»).

В 1990 году на Центральном телевидении (нынешний Первый канал) вышел музыкальный фильм по песням Виктора Верстакова под названием «Офицерский романс».

В последующие десятилетия поэт продолжил осмыслять события в стране, издано несколько книг его стихов и прозы. Стоит отметить вышедшую в 2009 году книгу публицистики и воспоминаний «От «Правды» до «Свободы».

По словам литературного критика Ларисы Барановой-Гонченко, «с именем Верстакова будет связана в русской поэзии драма войны в Афганистане и Чечне, трагедия сдачи Украине русского Крыма, классический офицерский романс XX века и мно¬гое, многое другое».

Настоящий русский офицер Виктор Глебович Верстаков сохранил свои взгляды и привычки несмотря на резкие изменения в жизни нашего общества, произошедшие после 1991 года. Его творчество можно назвать «настоящий русский патриотизм». Полковник не зарабатывает своим потрясающим талантом на увеселениях власть имущих. Он не разменивается на «корпоративы у богатых спонсоров». Виктор Глебович каким то непостижимым образом остаётся тем же цельным и масштабным человеком, которым был в то суровое время.

Сегодня Виктор Глебович, к сожалению нечасто, выступает на концертах программы «Батальонная разведка», проходящих в Москве. Мария Верстакова

Верстаков В. Г.

Завалы, заслоны, засады,

Барханы, сугробы, ветра.

Наверно, забыть это надо,

Но помнится, словно вчера.

Страна, что за речкой, на юге,

Как мы ее звали подчас,

Останется песней о друге,

Навеки ушедшем от нас.

В той песне и боль, и просторы

Тревожных афганских дорог,

И гордость, и горе, и горы,

Где друг отозваться не смог.

Верстаков В. Г.

Разорван погон под ремнем автомата,

Истерлась тельняшка на левой груди,

Где сердце колотится. Не виновато,

Во всем, что за нами и что впереди.

Прошли по ущелью, спустились в долину,

Поднялись оттуда на горный хребет,

В бою разделившись на две половины –

Оставшихся здесь и оставивших свет.

Прошли по хребту, по горящему склону,

Верстаков В. Г.

Я не о тех, кто ждут нас дома,

Хоть жизнь их тоже нелегка…

Грустят под гул аэродрома

Девчонки нашего полка.

Дрожат брезентовые стены,

Мигает лампа в тридцать свеч.

Все прочее обыкновенно,

И не о быте, в общем, речь.

В палатке гладят и стирают,

В палатке думают о нас,

Но от любви не умирают,

Как мы от выстрелов подчас.

Верстаков В. Г.

Война становится привычкой, 

Опять по кружкам спирт разлит, 

Опять хохочет медсестричка 

И режет сало замполит. 

А над палаточным брезентом 

Свистят то ветры, то свинец. 

Жизнь, словно кадры киноленты, 

Дала картинку наконец. 

О чем задумался начштаба, 

Какие въявь увидел сны? 

Верстаков В. Г.

Насели духи с трех сторон,

С четвертой – пропасть в преисподнюю.

Мотострелковый батальон

Встречает ночку новогоднюю.

Я подарю тебе рожок.

Ты подари мне обещание :

Последней пулею, дружок,

Меня додаришь на прощание.

Лежу, смотрю на облака,

Спеленутый бинтами жаркими.

Ребята нашего полка

Сочтутся с духами подарками.

Верстаков В. Г.

Стало ночью больше звезд.

Вечная природа

На высокогорный пост

Смотрит с небосвода.  

Серебристый млечный путь    

Новою звездою.        

Не окликнуть, не вернуть       

Друга после боя.        

Воют грозные ветра,

Буйная погода.

Светят звезды до утра,

Верстаков В. Г.

Днем ветер, ночью – снегопад,

Холодные рассветы,

А мы летим в Джелалабад,

В Джелалабаде – лето.

Там в эвкалиптовых ветвях

Большие, как сороки,

Десятки желтогрудых птах

Устраивают склоки.

Там берега реки Кунар

Травой покрыты сочной,

А над водой молочный пар

Восточной дышит ночью.

Верстаков В. Г.

Своей судьбы не зная,

Порой судьбу клянешь:

Шальная, неродная,

Куда меня ведешь?

По гребням и ущельям

Шагаю день за днем

Под залповым, прицельным

И солнечным огнем.

На три боекомплекта–

Всего лишь два плеча,

Из полымя да в пекло

Ступаю сгоряча.

Когда б существовала

Верстаков В. Г.

Беснуются лопасти над головой,

Дрожит рукоять управления,

Заходишь от солнца, и то, что живой,

Сверяешь с наземною тенью.

Берешь на себя, все берешь на себя,

За все отвечаешь исходы.

Железная птица, покорно трубя,

Соскальзывает с небосвода.

Пробита обшивка, разбито стекло,

Передняя стойка погнута.

Но ты приземлился, тебе повезло,

Верстаков В. Г.

Вечерний свет в горах погас.

В ущелье сыро и темно.

Вода во флягах, как вино.

Война не понимает нас.

Пусть оставались мы не раз

В ущельях с ней наедине,

Но ни на склонах, ни на дне

Война не понимала нас.

На гребни высланы посты,

Их поменяют через час.

Война глядит из темноты,

Она не понимает нас.

Страницы

Подписка на RSS - Верстаков В. Г.