РАБОТА УЧАСТНИКА КОНКУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ "О ГЛАВНОМ..."

Работа участника литературного конкруса "О Главном..." Абрамова Николая Владимировича (74 года) г.Курск

 

 СУДЬБА СОЛДАТСКАЯ

Подъём был как обычно, и сразу на завтрак. Короткий митинг, на котором выступил заместитель командующего округом, и он же сопровождал их да самой границы. Кроваво-красное солнце медленно вылезло и из-за сопок, как бы показывая торжественность момента и неизбежность судьбы. Командир мотострелкового батальона майор Полунин возглавил колонну, которая зелёной змеёй из бронетехники, заправщиков, машин с личным составом, продовольствием и боеприпасами и другой санитарной и специальной техникой двинулась к границе, постепенно набирая нужную маршевую скорость.

Командование вверенного ему батальона состояло из заместителя по боевой подготовке, замполита, начальника штаба, помощника по хозчасти, врача со своим штатам фельдшеров и санинструкторов, трех командиров рот со своими заместителями, хозяйственного взвода, связистов, сапёрного подразделения и ремонтного взвода. Всего почти триста человек личного состава, за жизнь которых теперь отвечал, их командир майор Полунин А.М. Сделали остановку, пообедали осмотрели машины и тронулись дальше. Затем привал, ночёвка в степи в предгорьях на плато и опять в путь. И вот уже многокилометровый марш позади.

Майор Полунин по мосту, через пограничную реку Амударью вступил на землю Афганистана. На протяжении почти года по этому мосту каждый день двигались и двигались советские войска,

Для оказания помощи многострадальному народу ДРА. А это, прежде всего узбеки, таджики, пуштуны, туркмены и люди других национальностей, прибыли они сюда.

Пройдя мост, пошли на Хайратан, а дальше через перевал Саланг. Этот перевал

очень важный стратегический объект в горах Гиндукуша, связывающий северную и центральную часть страны автомобильной дорогой проходящей в большинстве местах серпантином на высоте более трех тысяч метров через туннель – далее шла на Кабул – столицу ДРА.

Высунувшись из люка Александр чуть не обжёгся раскалённую жгучим солнцем броню БТР, следую за первой машиной в которой ехал сопровождающий их подполковник, в качестве проводника и советника. С удивлением разглядывал нависшие над дорогой скалы и, глядя в сторону обрыва, видел в поворотах серпантина дороги части своей колонны, там далеко внизу постепенно поднимающиеся сюда к ним.

Вспомнил деда своего Степана, о котором ещё в детстве много рассказывал отец. Тот тоже воевал где – то здесь, гоняя басмачей, мешавших беднякам – дехканам строить новую жизнь.

– Да не добил ты их тогда дед, опять они подняли голову, басмачи, душманы, духи, моджахеды – борцы за веру так же, как и тогда прикрываясь Аллахом, за американские деньги, воевали против собственного народа, претворяя в жизнь чужую волю, подумал он.

По рации обменялись с проводником информацией, и он попросил дать команду на остановку чтобы провести инструктаж. До этого они поговорили вдвоём, пока ждали прибытия командиров подразделений, заместителей командира батальона, врача и других офицеров. Подполковник вкратце обрисовал военно-политическую обстановку в стране, и, что очень активизировались американцы, постоянно пополняя ряды своих инструкторов в бандах душманов.

– Я уже четвёртый раз веду колонны и сразу предупреждаю вас, что мы находится в зоне боевых действий и в любой момент мы можем вступить в бой. Кругом нас на обочинах, и чуть дальше, появится разбитая и сгоревшая техника, вы не пугайтесь. Нас будут сопровождать наши вертолёты, прикрывая с воздуха, и подавляя огневые точки высоко на скалах и также готовы две группы десантников для поддержки в случае боевых столкновений.

– Приказываю – громко отдал команду майор Полунин

– приготовиться к бою, закрыть люки, продолжаем движение. Вперед!

Первые машины тронулись, постепенно набирали установленную скорость за ними, двинулись остальные, потом средние и последние. Засветило нужно пройти туннель, самое опасное место на перевале. По краю дороги из-за поворота стали появляться остовы сгоревших машин, разбитая бронетехника, везде валялись колёса от машин, с сгоревшими покрышками, некоторые ещё и продолжали тлеть, окутанные чёрным вонючим дымом. Удручающая картина.

с нами это может случиться, подумал Александр, но другая мысль сразу заглушила её.

– Ни чего прорвёмся! Задачу выполним!

Прошли двух километровый туннель без происшествий. Как будто и нет нигде душманов. Но на каждом выступе скал они сидели, затаившись и зорко наблюдали за происходящим. Это они умеют делать. Завернувшись во что – то подобие одеяла с чалмой на голове, в тёплых шерстяных носках, в перевязанных ремнями калошах или коротких пакистанских сапогах, в стёганых халатах они могут сутками сидеть не шелохнувшись, днем не жарко, а ночью не холодно в такой одежде.

Подкарауливая, выжидая как скорпион, свою добычу. Периодически обмениваясь между собой условными знаками, передавая ситуацию и её изменения далеко своими главарями. Так оно и получилось. Следуя за ними, на небольшом расстоянии, двигалась колонна бензовозов, везя горючие: керосин, бензин, солярку, для нашей авиации и бронетехники. Может и по– этому пропустили нашу колону, а может не поэтому, но нас они не тронули. На самом перевале духи мгновенно обстреляли бензовозы из гранатомётов и стрелкового оружия по кабинам, подожгли первые и последние машины, и не вступая в бой, без потерь ушли дальше в горы. Чёрный дым долго застилал всё ущелье поднимаясь в жаркое Афганское небо, заставляя по-другому относиться к происходящим событиям, да и к самой жизни.

Несколько раз над колонной пролетали наши вертолёты, словно подбадривая и показывая, что, если надо – поможем.

Начали спускаться с перевала. Дорога, так же, как и на подъём вела серпантином и теперь уже последним, далеко были видны, то появляющиеся, то исчезающие между скал, головные машины.

На место дислокации прибыли без происшествий. Здесь уже было несколько частей: спецназ МВД, несколько вертолётов, стояла в дали рота связи, сапёрное подразделение и полностью укомплектована и хорошо вооружённая рота псковских десантников, с двумя штурманами наведения. Они дают координаты нашей авиации для бомбометания, а также в случае тяжёлой ситуации наших подразделений в боевой обстановке при проведении операций в глубине страны, или в близи её границы. Находились склады ГМС продовольствия. Этот не большой военный городок охраняли пограничники.

Городок находился на плоскогорье, а дальше километров восемь-десять начинались горы и там же не далеко друг от друга, находились два кишлака, с населением которых, войны поддерживали дружеские отношения.

Особенно прибывших поразили замечательные сады, покрывающие ниже всю долину. Апельсины, фрукты, бананы, вкусные сочные, великолепные гранатовые сады, в которых созрели уже большие, сочные, зернистые гранаты. Лимоны, финики росли тут же и было очень удивительно, что кругом были голые камни, когда они спускались с перевала, а здесь попали можно сказать в рай. И эта страна предстала совсем в другом свете.

Тут были и живописные горы, озёра и реки. Вдали были видны развалины древней крепости. Значит люди жили здесь издревле. А раньше люди селились только в лучших местах. А вот война и внутренние распри нарушили этот многовековой порядок. начались тяжёлые армейские будни. Прочёсывали кишлаки, двигались иногда высоко в горы, но душманы успевали предупреждать и оттуда уходили все мужчины, а иногда в кишлаке было совершенно безлюдно. Но как выяснилось потом, возле каждого дома под виноградником был вырыт лаз, в котором может спрятаться вся семья. Бойцы проведут зачистку двора, повернуться уходить, открывается крышка лаза и им в спины летят пули и гранаты.

Через несколько дней майору Полунину поступил приказ передать роту своих бойцов, спецназу ГРУ, которое уходило на операцию по перекрытию ущелья. В его начале находился большой населённый пункт. До этого это пытался сделать отдельный мотострелковый батальон, но в результате боевого столкновения, моджахеды ушли высоко в горы, куда решили доставить десантников. Они совместно с другими подразделениями, спецназом МВД и горным батальоном будут прижимать душманов в ущелье. И наш долг не дать им выйти из него. Вот такую задачу поставили перед майором Полуниным, который был назначен старшим группы.